Племя Дани (Индонезия)
Историческая родина и современное место проживания племени Дани – западная часть острова Ириа-Ява, труднодоступные высокогорные окрестности маленького города Вимена. Этнологи пристально изучают Дани, поскольку их быт находиться на первобытном уровне, с присущими им запретами, ритуалами и обычаями.
Отличительной особенностью одежды мужской половины Дани является так называемый «халим» (на индонезийском – «котека»), собственно на нем гардероб мужчины и заканчивается. Халимы изготавливают из бутылочной тыквы, их одевают мальчики с 10 лет на «мужское достоинство» и носят до гробовой доски. Самый длинный халим, разукрашенный мехами, перьями и стекляшками, принадлежит вождю, остальные довольствуются меньшими размерами. Мужчины в расцвете сил носят прямой халим, мальчики и старики – кривой или с закрученным наконечником. Различают также праздничный и будничный халимы – первые длиннее и красивее, вторые более практичные – толстые и короткие.
У Дани процветает многоженство. Каждый мужчина может взять столько жен, сколько сможет купить. Девушка на выданье стоит 4-5 свиней, что есть очень дорого, поскольку свиньи в племени ценятся чуть ли не на вес золота и стоят в пределах 3 тысяч долларов. После денежно-свиных расчетов и соответствующих ритуалов молодая жена селится в женской половине фазенды мужа, где и пребывает почти безвылазно все время. Мужчины туда не ходят, даже для исполнения супружеского долга, для которого предназначено специальное строение. Почти у всех старух изувечены пальцы – по обычаю после смерти мужа или родственника женщине отрубают фалангу пальца. Вот и получается, что к пенсионному возрасту фаланг уже нет.
Еще недавно Дани практиковали мумификацию уважаемых членов племени. Труп подвешивали над тлеющими углями и коптили-сушили несколько месяцев, после чего мумия «селилась» в мужской половине дома родственников. Делалось это совсем не для пустого баловства – засушенные мощи служили связующим звеном с потусторонним миром. Если житейская проблема не решалась обычным способом, шли к мумии за советом. Шаман в таких случаях служил переводчиком, он передавал просьбы умершим и расшифровывал живым послания с того мира.
Война – любимое развлечение всех первобытных племен, Дани не исключение. Правда, государство проводит последовательную политику ущемления чрезвычайно агрессивных членов племенного общества, так что конфликты между соседними деревнями практически исчезли или решаются мирным способом. В былые времена, воспоминания о которых еще живы в рассказах старейшин, стычки с соседями происходили часто и проходили кроваво. Основное оружие, использовавшееся для поражения противника – лук и стрелы. Лук необычной конструкции – тетива в нем идет полоской и стрела не надевается на нее, а толкается плоской стороной. Но еще интереснее стрелы, которые изготавливались с некоторыми особенностями для того чтоб сделать ранение смертельным или по крайней мере трудноизлечимым. Для этого использовались шиловидные или плоские с крючками наконечники, которые при извлечении стрелы оставались в теле или разрывали ткани и повреждали внутренние органы. Особенно хитрым приспособлением считается обмотка наконечника волокнами ротанга, которые при удалении стрелы соскальзывали с нее и вызывали впоследствии гниение и смерть раненого.
Несмотря на удаленность племени от цивилизованного мира, блага современного общества в виде одежды, денег и вредных привычек все больше завоевывают симпатию Дани. Многие покидают отчий дом и отравляются в города пополнять толпы чернорабочих. Так что вполне вероятно, что через десяток лет этнологам уже нечего будет изучать – в деревне останется пару человек для «работы с туристами», а остальные или уедут, или повыкидывают халимы и наденут джинсы.
Комментарии 0