Дерьмо художника как измеритель современного искусства (Piero Manzoni, 1961)

Художник Пьеро Мандзони своей "работой" показал всю недалекую сущность современного искусства, предназначение которого – удивлять, шокировать, и не более того. Вне всякого сомнения, Пьеро имел право на такие действия, поскольку его творчество еще при жизни автора стало классикой мирового искусства, а биография достойна того, чтобы по ней писать сочинение на тему судьба человека. Конечно, есть и достойные представители сегодняшней эпохи, которые вкладывают в созидание не бредовые идеи, а умение, мастерство, философию и прочие составляющие высокого искусства. Тем не менее, с "дерьмом" получилась интересная история.

Дерьмо художника как измеритель современного искусства (Piero Manzoni, 1961)
Пьеро Манзони с банками "Дерьма художника"

О своей идее Пьеро говорил так: "Если коллекционеры хотят получить что-то, во что художник действительно вложил всего себя, то пускай они получают говно – оно на 100% его, личное". Что, собственно, он и сделал – закатал в консервные банки свои фекалии, написал на этикетках четырьмя языками "Merda d'Artista" (итал. "Дерьмо художника") и продал... по цене золота. Каждая баночка вмещала 30 грамм драгоценного материала и стоила недешево – в 2000 году галерея "Тейт" приобрела баночку №4 (всего их было 90 штук) за 22 300 фунтов, а в 2007 аукцион "Сотбис" пустил с молотка еще одно произведение за 124 000 евро. Растет в цене дерьмо, дорожает современное искусство.

Дерьмо художника как измеритель современного искусства (Piero Manzoni, 1961)
"Дерьмо художника" как измеритель современного искусства (Piero Manzoni, 1961)

Однако в том же 2007 один из соратников Мандзони - Агостино Боналуми рассказал, что Пьеро наложил в банки вовсе не "продукцию" пищеварительного тракта, а обычный гипс. В ответ представитель галереи "Тейт" выразил мнение, что ему все равно, что там внутри, главное - художник сумел удивить, заинтриговать, заставить зрителя гадать и сомневаться, а вместе с тем раскупить все 90 банок "неизвестно-чего-под-провокационной-этикеткой".

Можно считать, что под видом создания провокационных баночек художник проводил пиар, который получился грандиозно удачным, особенно в коммерческом плане. Сочетание (мнимое или реальное) двух противоположных по значимости материалов дало взрывной эффект на рынке предметов искусства. И сейчас, по прошествии десятков лет, "Merda d'Artista" ценится в несколько раз выше, чем золото. Такова стоимость хорошей идеи, хотя результат, как видим, получился не совсем таким, каким его видел Пьеро.

Дерьмо художника как измеритель современного искусства (Piero Manzoni, 1961)
Пьеро Манзони с банкой "Дерьма художника"

Тогда, в далеком 1961, когда "кое-что" расфасовывалось по консервам, Мандзони выразил надежду, что банки взорвутся прямо в витринах коллекционеров, распространяя неприятные ароматы по всему помещению. Говорят, так оно и случилось - по крайней мере с половины экземпляров слетели крышки, но владельцы тщательно скрывают, что открылось их глазам. Словом, содержание банок на сегодня остается загадкой, разгадать которую можно, вскрыв хотя бы одну, чего никто не сделает, поскольку срывать занавес таинственности коммерчески невыгодно.

Дерьмо художника как измеритель современного искусства (Piero Manzoni, 1961)
Пьеро Манзони

Статья в Википедии (рус): "Дерьмо художника"


Читайте еще:

7 комментариев

  1. а 90 покупателей так и не поняли, что это был сарказм. да и неплохая слава получилась, только весьма сомнительная. но для меня все равно загадка, как такое можно было и сделать, и купить.

    • Те 90 покупателей неплохо вложили деньги — стоимость, как вы сами видите, поднялась с 1961 года очень и очень. Такова черта современного искусства — художники творят хрен-знает-что (главное чтоб было что-то новое, непохожее ни на что ранее сделанное, и желательно шокировало публику посильней) и продают по баснословной цене. Коллекционеры покупают, потому что это модно, да и перепродать потом можно с наваром.

      А на сомнительность славы все плюют с высокой колокольни — теперь иные стандарты чем во времена ренессанса.

  2. вот именно. это искусство, и в нем не место коммерции и дешевым эффектам. шок, претензия — а за ними ничего. да вы и сами понимаете. но мне до боли обидно.

    остается надеяться, что со стороны автора это была остроумная насмешка, а не тупоумие или слепая жажда наживы.

    • Что касается автора, то это отнюдь не тупоумие — он многое сотворил в так называемом стиле концепт-арт, не столь безумное как "дерьмо", но все же сумасбродное. Просто у него фишка такая, вот и все. Жажда наживы — не знаю, все возможно, хотя если судить по его репликам, это именно остроумная насмешка над вкусами тогдашних (да и теперешних)коллекционеров.

      А современное искусство, к сожалению, далеко ушло от тех времен, когда мастера вкладывали в свои работы "умение, мастерство, философию и прочие достойные составляющие действительно высокого искусства", теперь другие измерители, именно шок и эпатаж. Ничего не поделаешь. Но на общем фоне "дерьма" можно встретить и действительно красивые вещи — вот например картины Роберто Ферри — http://terra-z.com/archives/1607. Так что не все так грустно)

  3. Про автора я специально не читала, так что судить не могу 🙂

    да, да, я видела его работы здесь. очень интересные, ужасающе-прекрасные, хотя некоторые шокируют не меньше, но это им только в плюс.

    не бывает времени абсолютно без чего-то по-настоящему талантливого, к счастью)

    • Наверное во все прошлые времена имелось полно всякого хлама, но к нам дошло только лучшее (не-хлам то есть). Думаю, с теперешними "шедеврами" случится то же — пустышки отсеятся, останется действительно искусство.

  4. Конечно. Время расставит все по своим местам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОЖАЛУЙСТА ПЕРЕД ОТПРАВКОЙ СООБЩЕНИЯ ВВЕДИТЕ КАПЧУ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.