Дымковская игрушка: самобытный символ Вятского края
Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно в поселке Дымково, которое издавна славилось печниками и гончарами. Немногие регионы России имеют настолько яркий и самобытный символ, каким является дымковская игрушка для Вятского края. Впрочем, если нужно купить красивый сувенир, это всегда можно сделать на imatreshki.ru.
История дымковской игрушки началась 400 лет назад. Первыми игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику «Свистуньи». Этот праздник проводился в память о погибших в битве между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля в 1418 году (Киров до 1780 года носил название Хлынов).
Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой между собой два союзные армии. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она преобразовалась в народные гуляния. Праздник отличался от других тем, что на нем вятчане свистели из разноцветных свистулек.
Вот что пишет во «Вятских записках» В. Лебедев: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…»
В прошлом изготовление дымковской игрушки носило семейный характер. Летом заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время — лепили, сушили, обжигали изделия. Ближе к «Свистунье» фигурки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
В конце ХІХ века промысел пришел в упадок. В 30-е годы ХХ столетия Советским правительством была оказана поддержка возрождению дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель «Вятская игрушка» при поддержке первого исследователя промысла – художника А.И. Деныпина.
Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки сушат и только потом обжигают. Раньше изделия обжигали в русской печи, теперь это делают в муфельных печах.
Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для раскраски используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. После этого поверхность покрывается плотным белым слоем. Раньше в художественном оформлении использовали сухие краски, растертые на яйце, сейчас – гуашь на яйце.
За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. До сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка является неповторимой авторской работой.
Комментарии 0