Сусанна в купальне. Жан-Батист Сантер, 1704.
Сусанна в купальне. Жан-Батист Сантер, 1704.

Сусанна (ивр. Шошана — «лилия») — персонаж эпизода греческого перевода Ветхого Завета. Она была дочерью Хелкия и женой Иоакима. (Считается, что это был Иоаким, сын царя Иудейского, помощник Навуходоносора)

История Сусанны. Альтдорфер Альбрехт, 1526.
История Сусанны. Альтдорфер Альбрехт, 1526.

Сказание рассказывает о том, как во время вавилонского пленения (с 598 по 539 до н. э.) одна прекрасная еврейка была ложно обвинена двумя высокопоставленными развратными старцами, подсматривавшими за ней. Предположительно, двое этих старцев были еврейскими старейшинами (судьями бет-дина).


Сусанна в купальне. Паоло Веронезе, вторая половина 16 века.
Сусанна в купальне. Паоло Веронезе, вторая половина 16 века.

Однажды эта красивая женщина купалась в своем саду, отослав прочь своих служанок. В это время за ней принялись подглядывать два старца, уже некоторое время имевшие подобную привычку: «Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею. И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть её».

Сусанна и старцы. Паоло Веронезе, 1585 – 1588
Сусанна и старцы. Паоло Веронезе, 1585 – 1588

Когда, вымывшись, женщина собралась идти домой, они остановили её и принялись домогаться, утверждая, что если она не согласится на их домогательства, они обвинят её в прелюбодеянии и скажут, что в саду у неё было свидание с молодым любовником.

Сусанна и старцы. Антонис ван Дейк, 1622-23
Сусанна и старцы. Антонис ван Дейк, 1622-23
Сусанна и старцы. Федериго Кервелли (1625 – 1700) год создания неизвестен.
Сусанна и старцы. Федериго Кервелли (1625 – 1700) год создания неизвестен.

Она пренебрегает их шантажом: «Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». Она начинает кричать, прибегают люди и сбитые с толку старцы осуществляют свою угрозу.

Сусанна и старцы. Батони Помпео (1708 - 1787) год создания неизвестен.
Сусанна и старцы. Батони Помпео (1708 – 1787) год создания неизвестен.
Сусанна и старцы. Питер Лели, 1650-5
Сусанна и старцы. Питер Лели, 1650-5

Сусанну арестовывают, и ей грозит смерть за прелюбодеяние, причем женщина клянется, что ни в чём не виновата. В это время в процесс вмешивается юноша по имени Даниил (это будущий знаменитый пророк Даниил), которому Бог открыл, что она говорит правду: «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила».

Сусанна и старцы. Ян Боз, 1642.
Сусанна и старцы. Ян Боз, 1642.
Сусанна и старцы. Аннибале Карраччи, 1590.
Сусанна и старцы. Аннибале Карраччи, 1590.

Он изолирует обоих свидетелей и допрашивает их по-раздельности, подвергая перекрестному допросу. Поскольку ни один из них не знает, что именно сказал другой, они ошибаются в деталях — дают различные показания по поводу дерева, под которым Сусанна якобы встретилась со своим любовником.

Старейшины обвиняют Сусанну в прелюбодеянии. Филиппс Галле, гравюра, 1563
Старейшины обвиняют Сусанну в прелюбодеянии. Филиппс Галле, гравюра, 1563
Даниил выступает в защиту Сусанны. Филиппс Галле, гравюра, 1563
Даниил выступает в защиту Сусанны. Филиппс Галле, гравюра, 1563

Первый старец говорит, что это происходило под мастиковым деревом, второй – что под вечнозеленым дубом. Разница в показаниях обоих старцев становится очевидной для всех присутствующих. На смерть осуждают их, как лжесвидетелей «по закону Моисея», а добродетельная Сусанна торжествует: «и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная».

Даниил допрашивает старейшин. Филиппс Галле, гравюра, 1563
Даниил допрашивает старейшин. Филиппс Галле, гравюра, 1563
Забрасывание камнями старейшин. Филиппс Галле, гравюра, 1563
Забрасывание камнями старейшин. Филиппс Галле, гравюра, 1563

Это событие — не только спасение Сусанны, но и первое явление Даниила в качестве пророка-судии перед народом: «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».

Сусанна и ее родственники славят Господа. Филиппс Галле, гравюра, 1563
Сусанна и ее родственники славят Господа. Филиппс Галле, гравюра, 1563


Читайте еще:


7 КОММЕНТАРИИ

  1. Прекрасно, сюжет, как говорится, пошёл по кистям 🙂

    Если не возражаете, то одно пожелание: мне кажется, что в хронологическом порядке изобразительное искусство смотрится интереснее 🙂

    • Спасибо, польщен)

      Насчет хронологии замечание уместно, я так и хотел сделать, но увы, острая нехватка времени вынудила пойти по линии наименьших трудозатрат. В дальнейшем постараюсь упорядочивать картинки.

  2. Очень удачно! С удовольствием смотрела один сюжжет у разных авторов одновременно. Обычно такое занимает кучу времени! Спасибо! Здорово!

  3. Я, конечно, прекрасно понимаю – так было правильно в то время, так нравилось художнику, именно это считалось настоящей красотой и многими считается по сей день, но, понимая все это, я все равно не могу удержаться.

    НУ ЧТО Ж ОНИ ТАКИЕ СТРАШНЫЕ-ТО ВСЕ???

    • Страшные не все, но некоторые – да, есть такое) А почему – вы сами ответили на этот вопрос – вкусы художника, нравы тех времен и т.п. Думаю, суходрочные модели (те что по подиумах ходють) нашего времени тоже будут вызывать нервный тик у грядущих поколений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here