Кровавый водопад (Антарктида)
На самом деле ничего «кровавого» в нем нет – так выглядит оксид железа (попросту – ржавчина), растворенный в воде, но откуда столько побочного продукта металла в арктическом льду, ученые поняли не сразу.
Так называемый «водопад» был открыт в 1911 году австралийским геологом Томасом Гриффитом Тейлором (Thomas Griffith Taylor) во время обследования Сухих долин и в частности ледника, который сегодня носит его имя. Вода проистекает прямо изо льда в озеро Бонни (Bonney), но течет она не постоянно, а периодически, и очередной выток предвидению не поддается. Согласно соображениям первых исследователей, вода, которая разительно выделалась на фоне снега, окрашивалась в красно-бурый цвет какими-то доселе неизвестными водорослями. Время шло, исследования продолжались, и в конце концов ученый мир докопался-таки до истинных причин «кровавости» арктической воды, которые оказались очень и очень интересными.
Сухие долины несколько миллионов лет назад были морем, но по мере наступления льда часть этого моря, совсем небольшое озеро, оказалась под 400-метровым ледяным покровом. Вместе с водой в ледяной плен попали все большие и малые организмы, ее населявшие. Само собой, они были обречены, но несколько видов бактерий сумели адаптироваться и к отсутствию солнечного света, необходимого для фотосинтеза, и к нехватке питательных веществ, кислорода и вообще к полной изоляции от внешнего мира. Они занялись выуживанием жизненной энергии из преобразования минералов, растворенных в воде. По завершению довольно сложной цепочки химических реакций получался оксид железа, который при выходе на открытый воздух окислялся еще больше, превращаясь в ржавчину. Питательных веществ, если так можно выразиться, бактериям хватило, чтоб продолжать здравствовать до сегодняшнего дня. Вода в подземном озере, которое служит источником для «кровавого водопада», имеет уникальный состав, а именно:
- соленость превышает океанскую в 4 раза, так что вода не замерзает даже при минус 10;
- кислород отсутствует;
- высокий уровень хлоридов и сульфатов – «пища» для бактерий;
- богата на двухвалентное железо – продукт «пищеварения» бактерий.
Само подземное озеро расположено в толще льда в нескольких километрах от «Кровавого водопада», и находит к нему дорогу через хаотичные трещины. Предположительно, выход воды получается из-за давления на нее льдяной массы.
Открытие этих хитрых бактерий заставило ученых по-новому взглянуть… на космос, а именно – на ближайшие к Земле спутники. Если в такой закрытой экосистеме одноклеточные справились с выживанием, то вполне возможно, они могут расти и размножатся и на Марсе, Юпитере или их спутниках. Это, конечно, только версия, но обнадеженные сотрудники НАСА уже вовсю копошатся, готовясь к встрече с марсианскими бациллами.
Комментарии 0