Почему среди экспонатов Музея истории компьютеров находится чайник
В музее компьютерной истории в Маунтин-Вью (штат Калифорния) находится множество артефактов из истории Силиконовой долины. Удивление вызывает тот факт, что между компьютерными экспонатами есть скромный белый чайник.
Этот чайник является чем-то вроде священной реликвии: это оригинальный «чайник Юты» или «чайник Ньюелла». Возможно, вы видели это раньше. У него была камео в первой части тетралогии «История игрушек». В течение многих лет его можно было увидеть на змеиной трубе в классической заставке Windows. Скульптурные изображения чайника можно найти в парках от Техаса до Польши.
Чайник из Юты заслужил это почетное место, став незаменимым помощником в развитии цифровой графики, которая сегодня является краеугольным камнем кино и видеоигр. Задолго до того, как он попал в музей, он был просто чайником, принадлежавшим британскому ученому Мартину Ньюэллу. В середине 1970-х годов Ньюэлл был аспирантом в университете штата Юта, лидера в области исследований компьютерной графики. В 1972 году их графическая лаборатория была первой, кто сканировал и рендерил реальный объект: VW Beetle.
В студенческие годы Ньюэлл столкнулся с проблемой. Он нуждался для своей работы умеренно простую математическую модель знакомого объекта. Его жена Сандра Ньюэлл предложила смоделировать их чайный сервиз, поскольку в этот момент они пили чай. Мартин взял миллиметровую и карандаш и зарисовал весь сервиз, потом, вернувшись в лабораторию, он вручную ввел контрольные точки Безье на потенциалоскопа Tektronix.
Вычислив математические данные, описывающие геометрию чайника (набор трехмерных координат), Ньюэлл сделал их общедоступными и вскоре другие исследователи начали использовать те же данные для своих экспериментов в области компьютерной графики. Эти исследователи использовали данные чайника для создания новых трехмерных объектов.
Хотя вместе с известным чайником были оцифрованы чашка, блюдце и чайная ложка, получил распространение один только чайник.
Как отмечает научный журнал Nautilus, чайник — это идеальная модель для 3D-дизайна. Чайники обычно бывают гладкими и без текстуры, поэтому даже простой рендер не выглядит слишком искусственным. С его пышной формой, выступающей ручкой и носиком чайник также может отбрасывать тени на себя, что делает его идеальным автономным объектом для проверки создания трехмерных изображений.
Согласно информационному бюллетеню Университета Юты, чайник стал «одной из первых широко доступных и фотогеничных трехмерных моделей с изогнутыми поверхностями». Набор данных, выпущенный Newell для сообщества компьютерных наук, вскоре обрел собственную жизнь. Компьютерная модель чайника выглядит «сплюснуто» по сравнению с реальным прототипом. Джеймс Блинн уменьшил высоту модели в 1,3 раза, чтобы компенсировать разницу масштаба координат по горизонтали и по вертикали на своем компьютере. Впоследствии, когда модель чайника стала использоваться на других системах, это искажение стало заметным, но исправлять его не стали, поскольку модель была уже очень распространена.
Поскольку 3D-модели были довольно сложны в изготовлении, исследователи компьютерной графики приняли чайник с распростертыми объятиями. На протяжении многих лет графическое сообщество штамповало компьютерные изображения чайников всех цветов, форм и размеров. Из-за своего простого, но отчетливого силуэта, слегка сжатая модель чайника стала своеобразным «манекеном для краш-теста» для обучения, исследования и экспериментов с 3D-графикой.
Вскоре чайник превратился в нечто вроде мема. В одной из публикаций 1987 года в шутку предлагалось добавить шестое платоновское тело: «Чайник». Pixar раздавала крошечные прогулочные чайники для продвижения своего программного обеспечения RenderMan и даже выпустила анимационный ролик с его изображением. Для аниматоров, графических дизайнеров и художников чайник стал одновременно и классическим инструментом, и любимой эмблемой (в социальных сетях изображения реальных 3D моделей часто встречаются с шутливым изумлением их реализма).
Что касается самого Ньюэлла, он сделал блестящую карьеру в области программного обеспечения для создания трехмерных изображений. В свете цифрового бессмертия своего чайника, он сказал в интервью Солт-Лейк-Трибьюн, что хотел бы, чтобы в первый раз смоделировал его более тщательно. Он подарил свой оригинальный чайник Музею компьютерной истории. В течение многих лет наследие чайника продолжалось и в Юте, поскольку Университет Юты проводил регулярные конкурсы по рендерингу чайников до 2017 года. Некоторые из «жутко» реалистичных сцен показывают, как далеко ушла 3D-графика от миллиметровки и разговоров за чаем.
Комментарии 0