Как в середине ХХ века компьютеры создавались с помощью швей
Компьютерные технологии прошлых лет выглядят примитивными и громоздкими. На одном историческом фото можно увидеть большой шкаф около грузового отсека самолета Pan American Airways — это был IBM 305 RAMAC, первый в мире коммерческий жесткий диск, разработанный в 1957 году. Его емкость составляла всего 5 мегабайт.
На заре вычислительной техники память хранила всего несколько байтов. Первый компьютер, разработанный во время Второй мировой войны для вычисления таблиц артиллерийского огня, использовал вакуумные трубки для хранения данных. Затем Джон Преспер Экерт изобрел сложное устройство с использованием ртутных стеклянных трубок и кварцевых кристаллов, которые могли хранить до нескольких сотен тысяч бит — это был огромный скачок по сравнению с ранними компьютерными технологиями.
В конце 1940-х годов изобретатель-любитель из Лос-Анджелеса Фредерик В. Вихе подал патент на новый тип памяти, в котором для хранения данных использовались крошечные преобразователи. В начале 1950-х годов этот принцип был существенно улучшен физиком Гарварда Ан Вангом, а затем Джей Форрестером и Яном А. Райчманом, что привело к созданию памяти магнитных сердечников (magnetic core memory) или ферритовой памяти. Эта новая технология была первой энергонезависимой памятью — она не теряла данные при потере питания. Она широко использовался в компьютерах Whirlwind ВМС США для отслеживания самолетов в реальном времени.
Ферритовая память состояла из крошечных ферритовых сердечников в форме колец, которые соединялись проводами в массивы. Каждый сердечник мог хранить бит, и значение бита (ноль или единица) определялось по направлению его магнитного поля. Провода, проходящие через отверстия в сердечниках, могли как обнаружить (то есть прочитать), так и изменить (то есть записать) намагниченность сердечников. Такая память доминировала в течение первых двадцати лет холодной войны. Но ее изготовление было очень деликатной работой — сердечники были крошечными, и их нужно было продевать с помощью увеличительного стекла.
Как и все ремесла, связанные с ткачеством и шитьем, которые исторически ассоциировались с женщинами, работа по «шитью» памяти также осталась за слабым полом. Во время первых миссий «Аполлон» программное обеспечение работало на компьютере, основой которого была память высокой плотности, создававшаяся по принципу ферритовой памяти. Для ее создания НАСА наняло опытных работниц текстильной компании Waltham Watch Company. Ученых интересовала точность, необходимая для обработки сердцевин иглой. Женщины сидели за длинными столами и пропускали провода сквозь отверстия, создавая матрицы ферритовой памяти.
Вследствие специфики производства ферритовую память еще называли «память LOL», где LOL расшифровывалось как «Маленькие старушки» (англ. Little Old Ladies). Женщины работали под контролем «веревочных матерей», которые обычно были мужчинами. Но самой знаменитой «мамой» была Маргарет Гамильтон — директор отдела разработки программного обеспечения лаборатории MIT, которая занималась созданием бортового программного обеспечения для космической программы НАСА «Аполлон». Одной из главных вкладов Гамильтон в миссию Аполлона была разработка устранения компьютерных ошибок. В 1960-х годах уже было несколько руководств по написанию, документированию и тестированию сложного программного обеспечения. Но программное обеспечение Apollo поражало своей безошибочностью.
Во время захода на посадку «Аполлона-11» астронавты по неосторожности оставили включенным радар, который создавал слишком большую нагрузку на компьютер. Гамильтон предвидела такую аварийную ситуацию и включила механизм обнаружения и исправления ошибок, который позволял компьютеру лунного модуля избавляться от второстепенных задач, и держать под контролем основное — управление двигателем спуска.
«Если бы компьютер не распознал эту проблему и не предпринял действий по восстановлению, — говорила потом Гамильтон, — я сомневаюсь, что посадка на Луну была бы успешной».
В 1970 году Intel выпустила память DRAM на полупроводниковой микросхеме. В отличие от памяти на магнитных сердечниках, эта память не требовала мощного источника питания при работе и кропотливого ручного труда при производстве, а её ёмкость росла экспоненциально согласно закону Мура. Таким образом в 1970-х годах память на магнитных сердечниках была вытеснена с рынка и ушла в историю.
Однако, в отличие от полупроводников, магнитные сердечники не боялись радиации и электромагнитного импульса, и поэтому некоторое время продолжали использовать в военных и космических системах — в частности, её использовали в бортовых компьютерах Шаттлов до 1991 года.
Интересно, что сейчас мы пользуемся словами из эпохи ферритовой памяти, не подозревая об их происхождении. Это например, компьютерный термин core dump (букв. «распечатка содержимого сердечников»), а также «прошивка» (запись в память).
Комментарии 0