Казаки-характерники: слава и мужество, приукрашенные легендой



5На фото: казак Мамай. Самым известным характерником в украинской мифологии является идеализированный образ Казака Мамая, который был собирательным образом казака-мудреца, странствующего сказочника.

В Украине и сегодня помнят воинов, обладавших кроме особых боевых искусств еще и сверхчеловеческими способностями. Они были элитой Запорожской Сечи и назывались казаками-характерниками. Слово «характерник» происходит от греческого character, что в переводе обозначает «отличительная черта».

8

О.Бубнов. Тарас Бульба

Следует сразу оговорится, что о характерниках практически ничего не известно, и все, чем мы можем оперировать — это легенды, слухи и предания, которыми богата земля украинская. Если запорожцы в народном эпосе занимали почетное место национальных героев, то каста так называемых характерников была лучшими из лучших. Конечно же, есть в этом всем часть вымысла, ведь народ всегда приписывал своим героям сверхъестественные способности, но то, что это были великие воины, прошедшие тяжелый путь военного совершенства, основанном на родной вере, вековых обрядах и обычаях, сомнений не вызывает.



6

 Константин Маковский. Запорожский казак.

Как тогда, так и сегодня многие верят, что ведические знания характерникам по наследству достались от волхвов, которые после принятия христианства были изгнаны из Руси. Неоднократно люди становились свидетелями того, как казаки-характерники выходили победителями в поединке не только с врагом, но и с природными стихиями. Они были неуязвимы перед саблями и стрелами, могли ходить незамеченными в лагере противника, мимо охраны и других солдат, они выходили сухими из воды и абсолютно невредимыми с огня. Например, Ивану Богуну, известному казаку-характернику, удалось провести свое войско настолько незаметно через вражеский лагерь, что даже собаки не залаяли. Что касается оружия, то даже современные ножи spyderco изготовлены по образцу коротких кинжалов запорожцев.

7

Юзеф Брандт. Бунчужный.

Поговаривают, что казаки-характерники, уходя от противников, могли наводить на них «манну», то есть заставляли верить их в нереальные образы. Таким образом, вместо казаков поляки видели волков, вместо их копьев, выстроенных в ряд – дубовую рощу, а лагерь воспринимали как заросли камыша. Став свидетелем такого зрелища многие начали верить в способность казаков к оборотничеству. Ширились легенды, что погубить характерника может только серебряная пуля, но даже и после смерти он продолжал помогать в бою своим боевым товарищам. К примеру, забальзамируванную правую руку одного из самых известных характерников — Ивана Сирка казаки долго носили с собою в поход, веря в то, что непобедимый дух кошевого атамана поможет им в бою.

«Запорожцы» И. Репин, 1880-1891 (Об этой картине читайте подробнее в нашей статье: Письмо запорожцев турецкому султану)



Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.