Нарушая правила: архитектура деконструктивизма
Ломаные линии, острые углы или плавные текучие формы, неожиданные наклоны, перекошенные стены — здание в стиле деконструктивизма выглядит словно городской мираж или декорация футуристического фильма.
На формирование этого стиля оказали влияние прежде всего философские идеи французского мыслителя Жака Деррида — в конце 80-х годов прошлого века. По Дерриду, архитектура, контрастирующая и конфликтующая с городской средой, должна разрушить собственные нормы и правила. Другим источником послужил советский конструктивизм 20-х годов.
Каждое здание этого стиля уникально, каждое проектируется с нуля, без типовых разработок. В окружении обычных «нормальных» зданий эти постройки выглядят парадоксально, неожиданно и живописно, становясь местной достопримечательностью. Их отличительная особенность — сложные нелогичные формы, кажущийся хаос геометрических линий, искаженные пропорции. Словно архитектор решил вывернуть наизнанку сами базовые принципы своего ремесла.
Один из основоположников стиля, американец Питер Айзенман, так и говорил, что архитектура должна не решать проблемы человека, а наоборот — ставить их, то есть подталкивать к поиску нестандартных решений в процессе преодоления сложностей. Еще одним родоначальником деконструктивизма является американец Даниэль Либескинд.
Одним из образцов архитектурного деконструктивизма считается, например, музей Гуггенхейма в Бильбао (Испания), построенный в 1997 году канадским архитектором Фрэнком Гери. Расположенный на берегу реки, он воплощает идею футуристического корабля — то ли для плавания по воде, то ли для полета в космос. Изогнутые контуры его облицованных титаном стен также напоминают распускающийся цветок. По утверждению автора, прихотливость изгибов здания музея служит для улавливания солнечного света.
Другое знаменитое творение Гери, в соавторстве с хорватом Владо Милуничем, — «Танцующий дом», офисное здание в центре Праги. В основе дома — две башни, одна из которых символизирует фигуру мужчины, а вторая напоминает прильнувшую к нему женщину с тонкой талией и расширяющейся книзу юбкой. Все вместе служит метафорой танцующей пары.
Самая известная в мире женщина-архитектор, британка арабского происхождения Заха Хадид — автор еще одного знаменитого строения: пожарной части компании «Витра» в Германии. Стремление к динамике выраженное в острых углах, изогнутых линиях и искаженной перспективе, характеризуют ее проекты, некоторые из которых воплощены и в России.
И, наконец, еще один шедевр стиля — «Кривой домик» в польском курортном городе Сопот. Местная достопримечательность и часть торгового центра, это здание без прямых углов кажется мягким, словно слепленным из пластилина или отраженным в кривом зеркале. Его своеобразная архитектура вдохновляет многочисленных туристов посетить расположенные внутри магазинчики и ресторан. «Кривой домик» входит во все списки самых странных и необычных зданий мира.
Комментарии 0