Шевченко — художник
Тарас Григорьевич Шевченко – выдающийся украинский писатель и поэт, чье творчество сделало его ни много ни мало, а символом украинского народа и одной из главных колонн, на которой держится вся наша украинская культура. Так, все мы с вами еще со школьной скамьи хорошо знаем Шевченко именно как писателя, поэта, и вот немножко подзабыли о том, что Тарас Григорьевич был не только гениальным писателем, но и не менее гениальным художником. Художественное наследие Тараса громадное – сохранилось 835 произведений, картин, портретов, гравюр на разные темы, написанные в течение различных периодов жизни великого Кобзаря. Еще более 270 произведений считаются потерянными, к сожалению. В сегодняшней статье я намерен познакомить вас с этой значительно менее освещенной стороной творчества выдающегося украинца, познакомить вас с Шевченко-художником.
Тяга к живописи и рисования у Шевченко была с самых ранних лет его жизни, еще будучи совсем маленьким Тарас любил расписывать мелом стены дома, стол, скамейки, разными странными причудливыми узорами, также с удовольствием рисовал людей, животных, пейзажи. Как-то нарисовал пьяного дьяка Богорского, у которого находился на воспитании с 13 лет, после смерти своих родителей. Дьяк обиделся на свой портрет и наказал юного художника. Впоследствии Шевченко убегает от дьяка-самодура, а так как тяга к живописи превратилась в неугасимую страсть, Тарас целенаправленно ищет в окрестных селах учителя-художника. И находит – сначала становится учеником диакона Ефремова, а затем учится живописи еще у многих разных мастеров.
В 1828 году Шевченко становится слугой Павла Энгельгардта, богатого россиянина дворянского происхождения. Энгельгардты были тогдашними олигархами, ведь их семья входила в четверку самых богатых украинских семей. Павел Энгельгардт заприметил талантливого юношу и решил сделать из него своего придворного живописца (тогда это было модно) сперва взял его с собой в путешествие в Вильно, где Шевченко, вероятно, учился у профессора рисования Вильнского университета Рустемеса.
Одна из картин того периода – «Бюст женщины», написанная простым карандашом в 1830 году, Тарасу тогда было всего 16 лет. Возможно, эта красивая мечтательная барышня на картине была одной из его муз, как знать …
И портрет Павла Энгельгардта, сделанный акварелью, 1833 год.
В 1831 году Энгельгардт вместе с Шевченко переезжает в Санкт-Петербург, тогдашнюю художественную и культурную Мекку Российской империи. В Петербурге талантливого парня замечают выдающиеся русские художники Карл Брюллов и Василий Жуковский, которые совместными усилиями выкупают Тараса из крепостной и способствуют его вступлению в Петербургскую академию искусств, а Карл Брюллов становится учителем и наставником юного художника.
В мастерской Карла Брюллова происходит его дальнейшее художественное формирование. В этот период Тарас знакомится с творчеством известных мастеров мировой живописи: Рембрандтом, Рубенсом, Ван Дейком, Веласкесом. А его заветной мечтой, которой так и не удалось осуществиться, было посетить Италию и познакомиться с великим итальянским искусством эпохи ренессанса. Шевченко заканчивает Академию искусств одним из лучших студентов, а его художественные произведения то и дело получают различные премии и вознаграждения.
«Катерина» – одна из интереснейших картин Шевченко, написанная маслом в 1840 году. Картина очень символична, в форме образов автор передает те чувства, которые словно волны бурлили в его сердце. Босоногая девушка в центре картины, символизирует страдающий украинский народ, русский солдат на коне – самодержавную русскую монархию, подавляющую Украину, сидящий на земле крестьянин, (чем-то похож на казака Мамая) олицетворяет собой свободное прошлое, стремление к которому насквозь пронизывает как литературное, так и художественное творчество Тараса.
Эта картина называется «Цыганка гадает украинской девушке», написанная в 1841 году, здесь тоже прослеживается схожий сюжет, а украинская девушка символизирует не что иное, а саму Украину.
В 1843 году Тарас покидает Петербург и отправляется в свое путешествие Украиной во время которой рисует ряд красивых украинских пейзажей:
Костел в Киеве, 1846 год.
В 1847 году Шевченко получил заказ написать портрет молодой княгини Екатерины Кейкаутовой, нежная и юная женщина, которая страдала от деспотизма мужа, вызвала сочувствие и симпатию художника. Уже закончив свой портрет, он долго ее вспоминал и даже предсказал в повести «Княгиня» (уже написанную в ссылке) ее скорую смерть. Этот образ был его последним вспоминанием о свободе – при возвращении из имения князя его уже ждали жандармы, у которых был приказ арестовать Шевченко за активное участие в Кирилло-Мефодиевском обществе (созданном для борьбы против крепостничества) и за «возмутительные» произведения. Приговор был иезуитским, Шевченко отдано в солдаты с запрещением писать и рисовать.
10 лет провел Шевченко в ссылке, сначала в Орской крепости, затем в Новопетровском форте и только в 1857 году, вслед за смертью российского царя Николая Первого благодаря энергичным ходатайствам его друзей в Петербурге он получил долгожданное помилование. Именно в эти тяжелые годы искусство Шевченко-художника достигает необычной глубины, окрашенное личными страданиями оно еще больше начинает обращаться к вечным темам.
Среди почти 400 работ того периода выделяются акварельные пейзажи, сделанные во время экспедиции географа А. И. Бутакова, которому по счастливому провидению Тарас попал художником. Шевченко любил природу и был прекрасным пейзажистом.
А это одна из его лучших картин пейзажного направления – «Пожар в степи», написанная в 1848 году, во время степного перехода из Орска к Аральскому морю, когда Шевченко стал очевидцем удивительного впечатляющего зрелища – гигантского пламени, от подожженной казахами сухой травы.
Но не меньшее пламя горело в душе легендарного Кобзаря, который оставил нам в наследство свои замечательные художественные и литературные произведения, которые вдохновляют и будут вдохновлять еще не одно поколение украинцев.
ПОРТРЕТЫ
ПАЙЗАЖИ
Текст: http://waking-up.org/iskusstvo/shevchenko-kak-hudozhnik/
Репродукции: ИЗБОРНИК.
Ошибочка у вас вышла маленькая. Фамилия Энгельгардт (Engelhardt) 🙂
А за экскурс спасибо 🙂 Надо сказать, в глаза бросается непропорциональность некоторых фигур.
Да, точно — Энгельгардт, спасибо что поправили)
Вот эта непропорциональность меня самого удивляет, на других картинах, которые я не выставлял, еще хуже. Почему — непонятно.
Вероятно, "дефект техники"… Вообще, это всё можно поправить на стадии наброска, но, когда уже всё прорисовано, то… Как мне кажется, если рисовать "не отрываясь", т.е., не глядя периодически на композицию в целом, то получается именно так. С другой стороны, у вас представлены отнюдь не ранние его работы… Одним словом, странно.
Единственное, что я могу придумать, что автор сам считал такие работы неудачными, но просто не выбрасывал из личных соображений (наверное не мог даже вообразить, насколько значимой фигурой станет впоследствии, а то бы профильтровал наследие) Порыскал по инету, но там все одинаково — великий художник, украинский Рембрандт все такое, о дефектах фигур ни слова — слепые писали что ли, или это добрая традиция — мастеров не судят)